Установленные предельные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков

Установленные предельные размеры земельных участков

Так как минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в том числе и при разделе территории, каждый регион определят по-своему, конечный результат буде зависеть непосредственно от принятых нормативных актов.

Если их нет или они противоречат статьям Конституции и федерального законодательства, размеры будут определены Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В среднем можно отметить, что для индивидуального жилищного строительства предоставляют не меньше трёх соток земли.

Ситуации весьма индивидуальны в региональном значении, поэтому на практике гражданин может рассчитывать на площадь в два или три раза больше. Именно поэтому однозначно указать минимальный размер земельного участка, как и максимальный, хоть для садоводства, хоть под ИЖС, нельзя.

Предельные размеры земли при разделе или предоставлении, регулируемые местным органом самоуправления, зависят от:

  • Количества земельных наделов;
  • Спроса на объект недвижимости;
  • Интенсивности заселения;
  • Развития региона в целом.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельный минимальный размер земельного участка по федеральному закону

В случае, когда земельные территории имеют федеральное значение, максимальные и минимальные нормы, в том числе при разделе участков, регламентированы федеральным законодательством. Соответственно площадь земли, принадлежащей муниципальному органу, а также региональным властям, будет определена в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Перед началом строительства дома, землю с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство необходимо оформить в собственность. Это подразумевает подготовку и сбор требуемого пакета документов, которые следует подавать соответствующей государственной организации. При этом такие правила установлены для участков под ИЖС, получившим такой статус до 2001-го года.

Последовательность действий выглядит так: сбор документов, подача их и заявления в учреждение Росреестра по месту расположения территории.

Кроме того, если изначально участок относится к другой категории, то процесс будет затянут и не всегда такой запрос может быть одобрен. С переводом земельного объекта также не всё так просто.

Некоторые земли попросту не могут быть предназначены для индивидуального жилищного строительства.

Перейти  Как подать на развод в одностороннем порядке через ЗАГС или в суд

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

7 (499) 703-47-59Москва, Московская область

7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Размеры земельных наделов, принадлежащих государству и выделяемых гражданам под ИЖС, устанавливаются, исходя из правовых норм, закрепленных в российском законодательстве. За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.

По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.

Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.

Также была аннулирована ст.

33 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство, огородничество и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и ИЖС, – правовые акты органов местной власти.

Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Другая причина проведения таких реформ – попытка устранить противоречия, ставшие следствием применения законодательства о минимальном размере принадлежащих государству земельных наделов, выдающихся во владение гражданам, к другим отношениям, которые с предоставлением земли никакой связи не имеют.

На данный момент предельные размеры участков земли устанавливаются градостроительными регламентами, что указано в п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Минимальный показатель площади участка, выделяемого под садоводство, зависит от того, каково его разрешенное назначение. Так, площадь участка для дачного строительства будет одной, а под фермерское хозяйство — уже совсем другой.

Изменение назначения земельного участка является достаточно сложным процессом, который потребует много сил и денег. На сегодняшний день эксперты уже несколько лет пытаются убедить Правительство уровнять земли под СНТ, ДНТ и ИЖС в их правах и назначениях, лимитировав их размером (до 300 кв.м.) и введя систему самодеклараций, но пока все тщетно.

Рассмотрим минимальные размеры земельных наделов, находящихся во владении государства или муниципалитета и выделяемых гражданам во временное либо постоянное пользование на примере Московской, Ленинградской и Нижегородской областей:

  • Московская область. Размер участка земли, выделяемого под садоводство, составляет от 0,06 га (регламентировано законом № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003 г.);
  • Ленинградская область. Размер земельного надела, выделяемого под ведение садового хозяйства, составляет от 0,05 га (регламентировано законом N 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» от 29.11.2003 г.);

Источник: https://imdbmedia.info/ustanovlennye-predelnye-maksimalnye-razmery-zemelnykh-uchastkov/

Минимальные и максимальные размеры земельных участков в 2018

Установленные предельные размеры земельных участков
Время чтения: 4 минут

Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.

2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков.

Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.

Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз.

Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

  • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
  • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
  • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
  • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Ограничения для угодий под ЛПХ

При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:

  • индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 1500 м2;
  • на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
  • удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
  • расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.

Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.

Допустимая площадь садоводческих участков

В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

  • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
  • в Ленинградской – 5;
  • в Свердловской – 11 соток.

На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

Узнайте, что собой представляет земля населенных пунктов для садоводства.

Ограничения площади земельных участков в Московской области

Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2019 году:

  • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
  • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
  • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

Ограничения площади наделов в Ленинградской области

В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:

  • для садоводства – 0,12 га;
  • для дачного строительства – 0,20 га;
  • для огородничества – 0,10 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.

Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:

  • для садоводства – 0,05 га;
  • для дачного строительства – 0,05 га;
  • для огородничества – 0,01 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.

Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.

Отклонение от установленных норм

Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
  • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Выводы

Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/razmery-zemelnyx-uchastkov.html

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Установленные предельные размеры земельных участков

Понятие о предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков означает только одно – площадь участка, который для тех или иных задач будет выкуплен или арендован у муниципалитета, получен в результате раздела, выделен из того, что находится в общедолевой собственности, не может ниже и не может быть выше некоторого размера, принятого за установленную норму для конкретных видов использования участка.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков связаны с такими показателями застройки, как параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства:

  • минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
  • максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Не касаясь ситуаций с параметрами разрешённого строительства объектов и их реконструкции, рассмотрим вопрос о размерах максимальных и минимальных площадей земельных участков, предоставляемых или уже используемых для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного или фермерского хозяйств

Назначения этих участков отражены в видах их разрешённых использований, а от видов использований, в свою очередь, зависит размер их площадей. Площади участков для ИЖС и садоводства существенно меньше площадей участков для ЛПХ или КФХ, как, впрочем, все площади участков различного назначения отличаются друг от друга.

Предельные размеры площадей земельных участков устанавливаются по специальному порядку, который определяется не только земельным и градостроительным законодательством, но и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), а в случае отсутствия ПЗЗ предельные размеры, руководствуясь законодательством, устанавливают местные муниципалитеты или субъекты РФ.

Земельные участки, площади которых, в силу различных обстоятельств, не соответствуют установленным предельным нормам, не подлежат государственной регистрации, что исключает возможность их застройки и выполнение с ними тех или действий.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков в условиях принятых ПЗЗ

Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами (Градостроительный кодекс РФ – статья 30)

В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся градостроительные регламенты, по которым в этих зонах устанавливаются не только виды разрешённого использования участков, входящих в градостроительную зону, но и их предельные размеры.

Предельные размеры являются обязательными нормами для всех видов участков и применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель,
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств, животноводства и иных целей,
  • при решении вопросов о возможности разделов участков,
  • при решении вопросов о возможности или невозможности выполнения прирезок к участкам (перераспределение земельных участков),
  • при образовании нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков,
  • при выделе участка, находящегося в общей собственности и относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (для ведения ЛПХ, осуществления деятельности КФХ (если основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ) – в размере доли в праве общей собственности,
  • при выделе невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок – по фактическому размеру,
  • при выделе земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок – исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей с учётом естественных границ на местности,
  • при образовании земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель – не меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

1. Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Если площадь образуемого или изменяемого участка не соответствует предельным размерам, это обстоятельство станет основанием для отказа в его государственной регистрации.

Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН.

При этом фактическая площадь не должна быть выше предельного максимального размера участков и не быть меньше минимального размера, установленных в период образования или покупки участка с данным видом разрешённого использования.

При превышении фактической площади участка над установленным минимальным размером, а случае, когда предельные размеры не установлены, – на величину более 10% над той площадью, что зафиксирована в ГКН, единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета, а просто “прирезать” избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку 3-х лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: “превышение предельной площади земельного участка”.

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

Это увеличение невозможно объяснить допускаемой погрешностью топографических измерений, варьируемой, в частности, для дачных участков в интервале от 9 до 50 м2 (возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков), зато оно хорошо понятно собственнику, который путём переноса границ (зелёных насаждений и канав на участке или его ограждения) произвёл самозахват этих 3-х соток.

Даже если предположить, что:

1) в период получения или покупки участка были установлены предельные минимальные размеры дачных участков в 12 соток (что так же укажет на превышение избытка площади над предельным минимумом на 25%, а для установленного предельного минимума в 6 соток – на целых 50%)

2) предельные размеры не были установлены вообще,

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель (прирезку к участку). Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

2. На какие участки предельные нормы площадей не распространяются?

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения представлены в статье 4 указанного в ссылке федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Требования по предельным размерам и местоположению не распространяются на участки, которые формируются по результатам их изъятия для государственных или муниципальных нужд (в том числе путём выкупа) для размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства,
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов,
  • документов территориального планирования,
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов.

В иных случаях предельные размеры участков, в соответствии с принятыми ПЗЗ и градостроительными регламентами, устанавливаются местными властями (постановлениями администраций или решениями депутатских советов об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на каком-либо праве) или законами субъектов РФ.

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

В разных муниципалитетах предельные размеры участков могут различаться. Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь), с предельными размерами в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов).

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер – 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0.03 га (за чертой населённого пункта);
    • максимальный размер – 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта);
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.06 га;
    • максимальный размер – 0.25 га и 0.35 га (дя отдельных случаев – на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель);
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер – 0.2 га;
    • максимальный размер – 1 га.

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер – 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0,03 га (за чертой населённого пункта);
    • максимальный размер – 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта).
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0,05 га;
    • максимальный размер – 0,25 га.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12470.htm

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

Установленные предельные размеры земельных участков
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев.

Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков.

Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки – многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 5000 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2500 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 3000 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории

Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Вид использования сельхозучастка

Минимальный размер, гектары

Максимальный размер, гектары

Фермерское хозяйство

2

40

Садоводство

0,06

0,15

огородничество

0,04

0,1

Дачное строительство

0,06

0,25

Установление предельных размеров участков прочих видов использования региональный законодатель передал местным органам власти. Мы предлагаем информацию по Московской области, актуальную на 2017 г.

№ района п/п

Район МО

Вид использования сельхозучастка

Минимальный размер, гектары

Максимальный размер, гектары

1.

Волоколамский

ИЖС в Волоколамске и Сычево

0,02

0,12

ИЖС в селе

0,02

0,25

Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево

0,06

0,12

Приусадебный ЛПХ в селе

0,06

0,25

Полевой ЛПХ

0,06

1

2.

Воскресенский

ИЖС в Воскресенске и поселках

0,06

0,15

ИЖС в селе

0,08

0,3

Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках

0,06

0,15

Приусадебный ЛПХ в селе

0,08

0,3

Полевой ЛПХ

0,1

0,3

3.

Дмитровский

Для ИЖС или ЛПХ

0,02

0,15

Для садоводства

0,02

0,12

4.

Истринский

ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири

0,06

0,15

ИЖС в селе

0,06

0,3

ЛПХ

0,06

0,5

5.

Клинский

ИЖС

0,05

0,3

Приусадебные ЛПХ

0,05

0,3

Полевые ЛПХ

0,5

1

6.

Коломенский

ИЖС и ЛПХ в поселке Пески

0,05

0,2

ИЖС и ЛПХ в селе

0,05

0,3

Полевые ЛПХ

0,05

2

7.

Ленинский

ИЖС в г. Видное

0,06

0,15

ИЖС кроме г. Видное

0,06

0,25

ЛПХ в г. Видное

0,06

0,15

ЛПХ кроме г. Видное

0,06

0,25

8.

Лотошинский

ИЖС в Лотошино

0,04

0,2

ИЖС в селе

0,04

0,5

Приусадебный ЛПХ в Лотошино

0,06

0,2

Приусадебный ЛПХ в селе

0,06

0,5

Полевой ЛПХ

0,06

0,5

9.

Можайский

ИЖС

0,04

0,12

ЛПХ

0,04

0,3

10.

Наро-Фоминский

ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске

0,04

0,15

Прочие земли для ЛПХ, ИЖС

0,04

0,3

11.

Ногинский

ИЖС и ЛПХ  в Ногинске

0,09

ИЖС и ЛПХ в районе

0,12

12.

Одинцовский

ИЖС

0,08

0,25

ЛПХ

0,06

0,25

13.

Орехово-Зуевский

ИЖС для села

0,03

0,3

ИЖС для городов

0,03

0,15

ЛПХ для села

ЛПХ для города

0,03

0, 4

14.

Пушкинский

ИЖС в городах и поселках городского типа

0,04

0,25

ИЖС в селе

0,05

0,3

ЛПХ

0,03

0,3

15.

Раменский

ИЖС

0,06

0,4

Приусадебные ЛПХ

0,04

0,4

Полевые ЛПХ

0,06

1

16.

Сергиево-Посадский

ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах

0,06

0,12

ЛПХ, ИЖС в селах

0,06

0,3

Полевые ЛПХ

0,1

2

17.

Серпуховский

ЛПХ, ИЖС

0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах)

3

18.

Солнечногорский

ИЖС

0,05

0,25

Приусадебные ЛПХ

0,03

0,25

Полевые ЛПХ

0,1

1

19.

Ступинский

ЛПХ, ИЖС в Ступино

0,04

0,06

ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево

0,06

0,08

ЛПХ,ИЖС в селах

0,06

0,15

20.

Талдомский

ИЖС в городе

0,04

0,2

ИЖС в селе

0,04

0,25

Приусадебные ЛПХ в городе

0,04

0,25

Приусадебные ЛПХ в селе

0,04

0,5

Полевые ЛПХ

0,5

1,5

21.

Чеховский

ИЖС

0,06

0,15

ЛПХ

0,06

0,25

22.

Шатурский

ИЖС

0,06

0,5

ЛПХ

0,06

0,5

23.

Щелковский

Приусадебный ЛПХ

0,04

0,5

Полевой ЛПХ

0,1

1

ИЖС

0,04

0,4

В г. Москве установление предельных максимальных/минимальных размеров участков должно осуществляться городской Думой, однако таковое для целей передачи земли гражданам в собственность или аренду пока не введено.

Итак, мы можем сделать вывод, что введение предельных размеров участков – инструмент, применяемы как в градостроительстве, так и в земельных отношениях в случае предоставления участка гражданам.

Особенно обширно отражены данные вопросы в законодательстве Московской области, в том числе и на муниципальном уровне. Стоит отметить, что наиболее распространенный минимальный размер участка ИЖС для предоставления гражданам – 0,06 га или 6 соток.

Однако в районах, удаленных от Москвы, такой размер меньше – 0,04 га, что должно, видимо простимулировать спрос на землю.

Источник: https://terres.ru/articles/predelnye-minimalnye-i-predelnye-maksimalnye-razmery-zemelnyh-uchastkov-v-podmoskove

Прав-мир
Добавить комментарий